Трайковский Виктор Marcus Ulpius Trajanus |
Траян Марк Ульпий - Римский император в 98-117 гг. ТРАЯН Марк Ульпий (Marcus Ulpius Traianus) (53-117), римский гос. и воен. деятель из династии Антонинов. Был воен. трибуном. С 97 наместник Верхней Германии. Успешно воевал с германцами на Рейне. В 98-117 рим. император. Проводил агрес. внешнюю политику, вёл захватнич. войны. При нём Рим. империя достигла своих макс, границ. В результате войн 101-102 и 105-106 была завоёвана земля даков (превращена в рим. провинцию Дакия), к Риму присоединено Набатейское царство (рим. провинция Аравия). В ходе войны с Парфянским царством в 114-117 Т. взял его столицу Ктесифон, оккупировал Армению Великую и всю Месопотамию вплоть до Персидского зал. Проводил политику централизации власти, стремился консолидировать всю рабовладельч. знать, увеличил в сенате число её представителей и раздавал провинциалам права рим. гражданства. Советская военная энциклопедия Траян (М. Ulpius Trajanus) после усыновления его Нервой названный Нерва Т. - римский император, род., вероятно, в 53 г. по Р. Хр. в Италике (близ нынешней Севильи) в Испании; в молодости участвовал в парфянской и иудейской войнах, в 91 г. назначен консулом, в 97 г. начальствовал над легионами на нижнем Рейне в борьбе против германцев и обратил на себя внимание Нервы, который усыновил его и сделал своим соправителем и преемником, дав ему почетное имя Германика. В 98 г., после смерти Нервы, стал императором, являясь первым правителем Рима не итальянского происхождения. Все свое правление он неустанно работал над поднятием благосостояния и блеска империи. Он отменил многочисленные налоги, заботился о воспитании бедных детей, предпринимал, в видах доставления заработка низшему классу народа, обширные сооружения, отчасти под наблюдением знаменитого архитектора Аполлодора. Таковы форум, названный по его имени, на котором возвышалась поныне стоящая колонна в 39 м. вышины, украшенная рельефными изображениями сцен из дакийского похода Т.; одеон; гимназия; водопровод в Риме; мост у Железных Ворот на Дунае; мост у Алькантары и др. Т. расширил сеть дорог римской империи, строил гавани, осушал Понтийские болота, основывал колонии. Переписка его с Плинием Младшим, который по поручению Т. управлял в 111-113 гг. Вифинией, свидетельствует о его вдумчивости, справедливости и большой заботливости о благосостоянии провинций. Он привлек на свою сторону сенат обещанием не осуждать ни одного сенатора - и обещание это сдержал, за одним лишь исключением, ввел закрытую письменную баллотировку при выборах в сенат и вообще считался с притязаниями этого древнего учреждения. При нем вновь стали расцветать римская и греческая литературы (Дион Хризостом, Плутарх, Тацит, Светоний, Плиний, Ювенал). Вообще при Т. деятелям литературы жилось и дышалось легче нежели до него и после него. Плиний Младший, личный друг Т., является сознательно профессиональным литератором. смотрящим на литературу не как на праздное занятие, а как на общественно важное дело. Сенат, при всеобщем одобрении, преподнес Т. прозвище Optimus (лучший); впоследствии императоров приветствовали словами: "будь счастливее Августа и лучше Т.". Нужно сказать, что у Т. была принесшая государству много вреда страсть к военным авантюрам, к завоеваниям и славе. Впрочем, колонизаторская его деятельность, также предпринимаемая с военными целями, во многих отношениях способствовала распространению культуры в диких до той поры местах (в нынешней Румелии, Сербии, Болгарии, во Фракии и Мизии). Его мирная деятельность впервые была прервана обеими дакийскими войнами 101-102 г. и 105-106 г., в которых дакийский царь Децебал был совершенно побежден, и Дакия обращена в римскую провинцию; затем (113) он предпринял поход на восток, во время которого покорил Армению и Месопотамию и проник через Тигр в Парфию до Ктезифонта. Во время этих блестящих успехов в тылу его армии возник ряд восстаний, между прочим, восстание евреев. Не успев еще подавить их, Т. скончался в 117 г. - в Киликии. Сохранилось много статуй и бюстов его; лучшие бюсты - в Риме (на Капитолии и в Ватикане) и в Мюнхене. Ср. Franke, "Zur Geschichte Trajans" (2-е изд., Кведлинб., 1840); Dierauer, "Beitrage zu einer kritischen Geschichte" (Лпц., 1868); De la Berge, "Essai sur le regne de Trajan" (Пар., 1877). Траян в народной поэзии. - Около личности императора Т. образовалось много легенд, как на Западе, так и в славянском Мире. Западноевропейские легенды о Т. имеются в списках VIII-IX веков, но восходят к VI-му веку; Т. является здесь типом правдивого царя. "Т." славянских преданий получил свое имя от римского императора благодаря тому, что славяне обитали в Дакии, где пришли в соприкосновение с римской империей при Траяне. Имя Т. в ряду славянских божеств, наряду с Велесом и Хорсом, встречается в одной из славянских редакций хождения Богородицы, в рукописи XII в. В "Слове и откровении св. Апостол", напечатанном по рукописи XVI в. Тихонравовым, Т. стоит рядом с Хорсом, Перуном и Дыем, причем о нем говорится, что он "бяше царем в Риме". Эпитет "Т." встречается тоже неоднократно в Слове о Полку Игореве. А. Н. Веселовский, признавая, что в одних случаях этот эпитет Слова навеян легендой об императоре Т., в других случаях объясняет появление его в Слове влиянием так наз. "Траянских Деяний", широко распространенных в средневековой литературе. Эпитет Слова: "внук Т." Веселовский сближает с легендой о происхождении разных народов от троянцев. В южнославянской поэзии Т. является в качестве ночного существа; по сербской сказке, он ездит ночью в Срем к своей возлюбленной и покидает ее до зари. Застигнутый однажды солнцем, он был растоплен им и исчез без следа. Это дает повод исследователям мифологической школы сближать Т. с ночными (черными) Эльфами. Подобно Эльфам, Т. обладает несметными сокровищами. В болгарской песне жители города Т. не веруют в Бога, а поклоняются золоту и серебру. По этим чертам Буслаев сравнивает Т. болгарского предания с Карловым Alvis из Эдды. Веселовский указывает другую параллель между южнославянским преданием и немецким, сопоставляя славянского Т. с Гагеном "из Трои" германской саги X-го века. Сербское сказание о Траяне близко подходит к рассказу о Мидасе, с которым роднит Т. южно-славянской легенды и наружность его (он с звериными ушами). Созвучие, по-видимому, открыло доступ отголоскам Траяновой легенды в Троицкую обрядность. Шейн сообщает, что в Севском уезде, Троицкое хождение в лес для завивания березки называется "ходить на Т.". Вообще отголоски Траяновой легенды знакомы не только южным, но и северным славянам (русским), на что указывает существование ряда географических названий, происходящих от имени Т., как-то Траянов, Траяновка и др. Ср. В. Ф. Миллер, "Взгляд на Слово о Полку Игореве"; Веселовский, "Новый взгляд на Слово о Полку Игореве" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1877, август); его же, "Легенды о вечном жиде и об императоре Т." ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1880, июль); его же, "Разыскание в области русск. дух. стиха" VI-X); Буслаев, "Историч. очерки русско-народной словесности" (т. 1, глав. XIV). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. Траян происходил из испанского города Италика и принадлежал к древнему, но малоизвестному роду. Отец его был Полководцем в армии Веспасиана и Тита, а потом консулом и наместником Сирии (Евтропий: 8; 2). Сам Траян начал службу простым легионером, воевал с иудеями и парфянами (Плиний: "Панегирик"; 89). Пройдя все ступени служебной лестницы, он в 91 г. получил консульство, а в 97 г. Нерва усыновил его и даровал равные с собой права. Почти половину своего Правления Траян провел в походах и войнах, расширяя пределы римского государства, которое после Августа больше защищалось, нежели нападало (Евтропий: 8; 2). С даками он воевал дважды : в 101- 102 и 105-106 гг., первым с армией переправился через Дунай, победил их царя Децебала, а землю их превратил в провинцию. Сразу вслед за тем он обратился к восточным делам и в 106 г. захватил Набатейское царство. Затем в 114 г. он сделал римской провинцией Армению, а парфянам нанес несколько тяжелых поражений. В 115 г. римляне завоевали Месопотамию, а в 116-м взяли парфянскую столицу Ктесифон Траян дошел до Персидского залива и здесь приказал строить флот, но смерть помешала дальнейшим завоеваниям (Виктор: "О Цезарях"; 13). Так прославлено было римское оружие по всему миру. Однако воинскую славу Траян превзошел любезностью и скромностью, обращаясь со всеми как с равными себе и в Риме, и в провинциях. Чтобы поприветствовать друзей, он часто заходил к ним в гости, когда они болели или в праздничные дни. Когда друзья укоряли его, что он со всеми окружающими держится просто, он отвечал, что хочет быть таким императором, которого он сам бы хотел иметь, будучи простым подданным (Евтропий: 8, 4, 5). Вручая по обычаю префекту претория по имени Сабуран знак его власти - кинжал, он сказал: "Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня". Строил он многой повсюду, как в провинциях, так и в столице. В Риме он построил Суранские бани и форум, получивший его имя (Виктор: "О Цезарях"; 13). Говорят, что Траян обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью. Он любил продираться сквозь лесные дебри, охотиться, плавать и грести. В походах он широким шагом шел впереди войска (Плиний: "Панегерик"; 10, 81). Умер Траян от поноса, возвращаясь из Парфии, у Селевкии Исаврийской на 64 году жизни (Евтропий: 8, 5). Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г. |
|
© Victor Traykovsky 2006 |